Страх потери: как с ним справиться?

Обращение с потерей функционального объекта потеря вспомогательного Собственного Я В этом разделе я вкратце опишу главные способы, которыми при относительно нормальной проработке потери объекта обращаются с функциональными элементами, свойственными объектным отношениям. Эти функциональные элементы представляют отношение не к личности, а к функциям, которые она или он выполняли для субъекта, так что в этом отношении объект представлен недостающей, неинтернализованной частью личности субъекта. В той мере, в какой объект представлял такое функциональное вспомогательное Собственное Я в дополнение к тому, что был объектом как таковым, его потеря будет также всегда приводить и к повреждению Собственного Я. Часть Собственного Я утрачивается вместе с объектом. Следует подчеркнуть, что хотя в существующих отношениях функциональные элементы часто остаются незамеченными и затененными индивидуальными объектными отношениями, большинство значимых и длительных объектных отношений имеют и функциональные, и индивидуальные элементы. Поэтому потеря такого объекта также постоянно означает в различной степени потерю вспомога-тельного Собственного Я. Как утверждалось выше, потеря функции не может быть урегулирована теми же способами, что и потеря личности. Отношение субъекта к оказываемым функциональным объектом услугам в высшей степени зависимо от них, и их потеря может быть успешно пережита лишь на одном из двух альтернативных направлений: Первый вариант означает установление идентификаций с теми функциональными услугами, которые потерянный объект обычно выполнял для субъекта. Вне сомнений, он представляет альтернативу, более выгодную для субъекта, чем замена, поскольку такие идентификации при условии их успешности будут расширять набор защитных средств личности субъекта и повышать степень его структурализации.

. Страх. Тревога и её стадии

По мере развития ребенка мы постепенно наблюдаем все большую дифференциацию аффективных паттернов поведения и большую дискретность эмоциональной экспрессии; посредством этого ребенок извлекает из матери нужную реакцию. Однако, его аффективная экспрессия не может дать ему ориентиры для адаптации в мире независимо от матери. Когда ребенок обретает память, способность выражать идеи и конструировать желания и фантазии которые требуют способности формировать связь идей , он постепенно подходит к аффективной поведенческой реакции и к составляющим ее идеям и фантазиям.

Теперь его собственное поведение и поведение других людей обретает для него новое значение.

Потери идентичности и окончательной потере любимого объекта. Если же рассматривать эту регрессию как проявление страха потери, то во многом.

От теории застоя либидо, трансформирующегося в тревогу, к внутреннему конфликту между влечениями к жизни и смерти, к тому, что З. Фрейд описал как сигнальную тревогу — возникающему в Эго сигналу ожидаемого напряжения. Размышляя о функции тревоги, З. Фрейд показал, что помимо единственной и вездесущей тревоги постулируемой О. Ранком, травму рождения может замещать целый ансамбль тревог: Ей присущ характер неопределенности и беспредметности.

Реальная тревога — тревога перед опасностью, которая нам известна.

У Фрейда имеются не две, как многие привыкли считать, а три теории тревоги. Согласно первой теории, тревога является прямым следствием трансформации неудовлетворенного либидо. Вторая теория утверждает, что тревога, не только у детей, но и у взрослых, возникает тогда, когда Эго ощущает угрозу сепарации или потерю объекта в году Фрейд напрямую связал приступы тревоги у детей с переживанием отсутствия любимого человека:

Страх одиночества, Психология – Гештальт Клуб. В научной литературе я встречала следующую интерпретацию: страх потери значимого близкого поскольку она является самым близким к ребенку объектом.

Теория процессов сепарации и индивидуации в раннем возрасте Как и для Рене Шпица, для Маргарет Малер наблюдение за поведением матери и ребенка является основным исходным пунктом ее рассуждений и теорий, касающихся нормального развития в раннем детстве. Однако Малер постоянно указывает на трудности и опасности, сопряженные с переводом наблюдаемых явлений ранней стадии развития Я и довербального поведения на язык психического события.

Поэтому для понимания довербальных феноменов она считает необходимым наряду с непосредственным наблюдением обращаться также ко второму источнику информации - к психоаналитической ситуации. Она пытается сопоставить наблюдаемые довербальные формы поведения с данными о патологических и регрессивных проявлениях младенческого возраста и интерпретировать их в этом контексте. В своих работах Малер занимается прежде всего психотическим ребенком явлением, известным также под названием детского аутизма.

Проведенные Малер исследования раннего детства являются продолжением ее исследований детских психозов. Этот подход, впервые разработанный Мелани Кляйн и послуживший основой ее концепции, позволил подступиться к проблеме раннего развития ребенка и создать общую психоаналитическую теорию, которая в течение долгого времени была предметом ожесточенных споров.

В ней утверждается, что имплицитной моделью аналитического исследования должны быть не невроз и классический эдипов комплекс, а психоз и психотическое, или нарциссическое, ядро личности. Этот подход оказался чрезвычайно плодотворным и означает, как подчеркнул А. Грин в блестящем выступлении на конгрессе Международного психоаналитического объединения, новую веху на пути развития психоаналитической теории и практики. В своих исследованиях она пришла к выводу, что между младенцем и психотическим ребенком существует принципиальное сходство.

Поэтому, согласно Малер, основное нарушение психотика состоит в неспособности воспринимать себя и мать как отдельные существа. Недостаточная биологическая подготовленность младенца и его длительное состояние зависимости обусловливают при нормальном развитии необходимость симбиоза матери и ребенка Малер выдвигает гипотезу об универсальности симбиотического происхождения человека. В этом интрапсихическом событии первичным является стремление к индивидуации — к отделению от первого объекта любви.

Психоанализ, психотерапия, консультирование

Вперед По Фрейду, первой опасной ситуацией является рождение, которое кардинальным образом меняет состояние новорожденного и становится прототипом тревожной ситуации р. Воспринимается только опасность беспомощности, и тревога, возникающая в ответ на эту опасность, приводит к напряжению мышц и крику, призывающему мать. Таким образом, первая разновидность тревоги, описанная Фрейдом, соответствует страху уничтожения, а никак не страху сепарации.

Тем не менее, Фрейд не связывает беспомощность новорожденного с инстинктом смерти. Важно подчеркнуть опасность уничтожения и угрозу поглощения Эго, поскольку наиболее регрессивные психотические реакции на сепарацию возникают потому, что, возможно, страх сепарации эквивалентен страху уничтожения.

Как победить страхи, которые блокируют ваши лучшие идеи страха критики, страха первого шага и страха потери контроля. своих подопечных все более тесно взаимодействовать с объектом их фобии.

Биологический фактор - это беспомощность ребенка в первый период жизни. В отличии от большинства животных, человеческое существо в течении длительного периода времени нуждается в заботе и защите. Физическая беспомощность подразумевает опасности, от которых маленький ребенок неспособен защититься. Защиту обеспечивает внешний мир мать, няня. Поскольку люди, которые удовлетворяют потребности ребенка, любят его, впоследствии у ребенка возникает желание быть любимым.

Осуществление этой потребности в любви обеспечивает лучшую защиту от опасности. Если по каким - либо причинам не может быть удовлетворена потребность в любви, увеличивается опасность и возникает неудовольствие, на которое неразвитое эго ребенка может отреагировать только тревогой. Филогенетический фактор основан на двухфазовом начале сексуальности, ведь в сексуальном развитии человеческого существа имеет место пауза латентный период. Первая инфантильная фаза этого развития заканчивается с началом латентного периода; в это время возникает вытеснение - защита против инфантильных инстинктивных требований.

Большая часть инфантильной сексуальности воспринимается как опасность, и возникает защита, предохраняющая от тревоги. Эти вытеснения являются причиной инфантильной амнезии. Но в то же самое время, наряду с вытеснением пугающих импульсов, происходит их фиксация, формируется точка притяжения для сходных импульсов в последующей жизни и, таким образом, приобретается тенденция к повторению.

Отражение и отыгрывание негативных чувств на символическом уровне в раннем детстве

Клиническая типология и классификация посттравматического стрессового расстройства ПТСР , связанного с последствиями тяжелой психической травмы, продолжают уточняться. Андрющенко Клиническая типология и классификация посттравматического стрессового расстройства ПТСР , связанного с последствиями тяжелой психической травмы, продолжают уточняться. В эту группу расстройств отнесены затяжные патологические состояния у военнослужащих, ветеранов войны, бывших депортированных и экс-военнопленных после кратковременного или длительного экстремального воздействия.

В качестве важных характеристик тяжелого психотравмирующего фактора обозначены неожиданность, стремительный темп развития катастрофического события и длительность воздействия, а также повторяемость в течение жизни. Помимо тяжести стрессорного фактора важную роль играет уязвимость индивидуума к ПТСР, о которой свидетельствуют не только особенности преморбида незрелость, астенические черты, гиперсенситивность, зависимость, склонность к чрезмерному контролю, направленному на подавление нежелательной эмоции , но также склонность к виктимизации тенденции оказываться в роли жертвы при аналогичных ситуациях или черты травматофилии удерживание травматического опыта.

Труднее было осознать наличие такого страха в отношениях с матерью ( сновидение о Страх потери объекта или отвержения приводит к развитию .

Сепарационная тревога в психоанализе страница 4 из 22 скачать книгу бесплатно Проработка скорби не только вовлечена в процессы нормального развития, но и служит основным фактором в проработке объектных отношений при множестве психопатологических состояний. Как показала Файмберг , , эти меланхолические интроекции имеют досадную тенденцию передаваться из поколения в поколение через механизм проективной идентификации до тех пор, пока не будут проработаны. Фрейд объяснял в году, что феномен патологической скорби, характерный для меланхолии, можно найти у предрасположенных к этому индивидуумов — то есть людей, имеющих выраженную тенденцию создавать нарциссические отношения с объектами: Потребности в объединении с объектом и тревога отделения от него проявляются во многих других патологических состояниях, затрудняя проработку скорби или даже иногда делая ее невозможной, как это бывает при определенных перверсиях, психотических состояниях и аутизме.

Например, негативную терапевтическую реакцию в психоаналитическом процессе тоже можно рассматривать как тенденцию смешения субъекта и объекта. Ступени, ведущие к интеграции психической жизни и открытию чувства идентичности, также требуют проработки скорби, которая относится не только к объекту, но и к тем частям самости, которые остаются привязанными к объекту, как указывал Гринберг , , поскольку каждая утрата объекта и каждое изменение воспринимается бессознательным как утрата собственных частей, связанных с объектом.

Вот почему длительный и болезненный процесс скорби горевания необходим для постепенного восстановления характерных аспектов Эго, составляющих идентичность. На мой взгляд, работа созидания столь же длительная и болезненная, поскольку включает проработку скорби, направленную на открытие собственной оригинальности — то есть аспектов, формирующих идентичность, остающуюся смешанной с ранними объектами, с которыми никогда невозможно полностью дифференцироваться. Потери и приобретения В основе проработки сепарационной тревоги лежит диалектика нарциссизма и объектных отношений.

Речь идет о сепарационной тревоге, которая проявляется на прегенитальных стадиях развития и коррелирует с отношениями между двумя людьми, когда объектом является главным образом мать, и кастрационной тревоге, согласующейся с триангулярными отношениями, характерными для эдипова комплекса. Такое резкое противопоставление представляется чрезмерным упрощением и требует некоторой модификации.

Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ

Для Фрейда самым мощным аффектом была тревога, поскольку она была наиболее выражена у его пациентов. Конечно, он осознавал, что существуют другие аффекты, к которым, по его собственным словам, применимы те же самые идеи , В ранних работах Фрейд приравнивал аффекты к психической энергии как к источнику мотивации Впоследствии он рассматривал их как манифестации неосознанных влечений , стр.

Итак, место утраченного объекта любви занимает теперь более абстрактное . Находясь под давлением страха потери любимой им матери, ребенок.

Но нам уже известна одна реакция на потерю объекта — печаль. Когда же наступает одна реакция, а когда другая? Исходным пунктом дая нас будет опять-таки та же ситуация, которую, как нам кажется, мы понимаем — ситуация младенца, находящего вместо матери постороннее лицо. В страхе младенца хотя и не приходится сомневаться, однако выражение лица его и характер плача заставляют думать, что кроме страха он испытывает еще и душевную боль. Похоже, в нем сливается то, что впоследствии разъединяется.

Он еще не умеет отличать временного отсутствия от длительной потери. Ему необходимо неоднократно на опыте убеждаться, что после исчезновения матери обычно снова следует ее появление. Мать способствует созреванию в нем этого важного познания, играя с ним в известную игру, при которой закрывает от него свое лицо, а затем, к радости малыша, снова открывает его.

Упрощенно говоря, он может в таком случае испытать тоску, не сопровождаемую отчаянием. Ситуация, при которой мать отсутствует, представляет собой, из-за непонимания ребенка, не ситуацию опасности для него, а только травматическую. О потере любви еще речи нет. Позже опыт учит, что объект может остаться, но рассердиться на ребенка. Страх остается единственной реакцией, которая имела место.

Страх потери: насколько разрушительно он влияет на нашу жизнь?

Джордж Элиот, Дэниэл Дерондас. Карл Абрахам, Избранные труды по психоанализу, с. Мне также приятно выразить свою признательность преемникам Дикса на посту декана факультета психиатрии Лидского университета. Профессора МакКэлмэн, Харгривз и Хамильтон предоставили мне свободу в проведении долгосрочного исследования в области психоаналитически ориентированной психотерапии. Значительная часть используемого в книге материала была собрана в ходе клинической работы на этом факультете.

З. Фрейд выдвинул понятие объекта в «Трех очерках по теории развития индивида: страх потери объекта, страх потери любви объекта, страх.

У Фрейда имеются не две, как многие привыкли считать, а три теории тревоги. Согласно первой теории, тревога является прямым следствием трансформации неудовлетворенного либидо. Вторая теория утверждает, что тревога, не только у детей, но и у взрослых, возникает тогда, когда Эго ощущает угрозу сепарации или потерю объекта в году Фрейд напрямую связал приступы тревоги у детей с переживанием отсутствия любимого человека: В году Фрейд выдвинул третью теорию тревоги, высказав идею о том, что тревога возникает тогда, когда Эго ощущает угрозу своей целостности описав это так: Подробнее я хочу остановиться на второй теории.

Фрейд отмечал, что в отличие от нормальной скорби, которая проживается преимущественно на сознательном уровне, патологическая скорбь развивается бессознательно. Меланхолия сопровождается самообвинениями, которые могут достигать даже уровня бредового ожидания наказания. Так Фрейд открыл ключ к механизму меланхолии. Это обращение упреков в свою сторону происходит потому, что утраченный объект, ответственный за разочарование, устанавливается заново в Эго, разделенном надвое, одна часть содержит фантазию об утраченном объекте, а другая становится критической силой: Так садистические тенденции в отношении объекта обращаются против самого субъекта.

Шизоидные явления, объектные отношения и самость (2)

Конечный результат будет зависеть от природы отношений к утраченному объекту, а также от форм интернализации или других ранее использовавшихся механизмов и от того, насколько успешным было их использование. С момента выхода работы Фрейда"Траур и меланхолия" траур и депрессия считаются двумя главными альтернативами человеческого способа справиться с потерей значимых объектов. Другими предложенными и описанными в качестве главных альтернативами были отрицание потери или ее значения с идеализацией утраченного объекта или без таковой, быстрая замена его новым объектом, патологическая печаль по"связанным" с ним объектам или идеям , , развитие соматического или психосоматического заболевания, а также пристрастие к алкоголю, наркотикам или перееданию.

Согласно общепринятому мнению, чем в большей степени инфантильно, зависимо и амбивалентно отношение субъекта к утраченному объекту, тем больше вероятность того, что вместо более или менее нормального процесса траура его реакцией на потерю будет одна или сразу несколько патологических альтернатив. Моя цель в данном исследовании - внимательное рассмотрение способов обращения взрослой личности с утратой объекта под новым углом зрения, благодаря чему, я надеюсь, можно будет вынести на обсуждение некоторые новые аспекты для более глубокого понимания этого процесса.

В частности, я подробно рассмотрю, что подразумевается под традиционной концепцией работы горя и из каких различных составляющих процессов эта работа горя, по всей видимости, состоит.

Страх смерти не имеет смысла для ребенка, поэтому он может играть с этим что тревога смерти"в действительности" есть страх потери объекта.

Тревожность и страх в классическом психоанализе Большинство исследователей тревожности согласны в том, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая — и в научном, и в клиническом плане — была впервые 51 поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда , , , 1. Прежде всего, необходимо отметить, что взгляды Фрейда в отношении тревожности и страха близки к философской традиции, берущей свое начало от С. Близость взглядов Кьеркегора и Фрейда на понимание сути бытия человека, значение бессознательного неоднократно подчеркивалась историками науки [см.

Для нас наиболее интересно, как эта близость проявляется в понимании тревоги и страха. И Фрейд, и Кьеркегор признавали необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх — реакция на конкретную, знаемую опасность, в то время как тревожность — на опасность, не определяемую и не известную. Фрейд придавал тревожности, может быть, наиболее ярко выражено в его лекции г.: Считая, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, З.

Фрейд очень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократно пересматривая и уточняя свою концепцию главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности. До сих пор практически ни одно исследование по тревожности, выходящее на Западе, не обходится без прямой или косвенной ссылки на эту книгу.

Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности. Содержание тревожности — переживание неопределенности и чувство беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками:

Приручение одиночества. Сепарационная тревога в психоанализе

Но по какой причине возникает эта самая недоверчивость, на чем основаны мучительные сомнения — уже не растолковывается. И мало кто задумывается над этим, к сожалению, - особенно когда сам начинает испытывать"муки ревности" или подвергаться"страстному недоверию" со стороны партнера или партнерши. Однако можно сказать, что в глубинных причинах всё и дело.

И можно назвать как минимум две основные такие причины, провоцирующие ревность двух разных типов. Она изменяет мне с нашим садовником!!! Знаешь, тогда моя жена, наверное, изменяет мне с нашим шофером:

Если страх оказывается оправданным, это может вызвать приступ базифобия) — боязнь потерять проездной на автобус, панический страх по . Характеризуется желанием вырвать все волосы на голове у объекта фобии.

Когнитивные механизмы формирования психологических проблем Симптомы психосоматических расстройств Материал, с которым работает телесная психокоррекция, тесно связан и с психосоматическими заболеваниями. Психосоматические расстройства представляют собой не что иное, как интенсивные телесные проявления психологических проблем обычно длительно существующих. Соответственно специфика этих расстройств лишь отчасти определяется конкретным диагнозом нозологической принадлежностью.

В не меньшей степени она зависит и от характера самой психологической проблемы, и от личностных особенностей носителя этой самой проблемы. Поэтому и телесные проявления психосоматических расстройств, как правило, не замыкаются в тесных рамках отдельного диагноза — можно говорить лишь о ведущих проявлениях, соответствующих определенной болезни. В то же самое время, как правило, присутствуют также и другие психосоматические симптомы, свойственные для других диагностических единиц, хотя и менее выраженные.

Поэтому и различные психосоматические симптомы целесообразно рассматривать не в рамках отдельных заболеваний нозоцентрический подход , а отдельных соматических проявлений симптомоцентрический подход. При этом психосоматические нарушения со стороны внутренних органов представляют собой неадаптивные проявления стрессовой готовности В. Икскюль , болевые ощущения связаны с мышечным напряжением в сочетании с повышением болевой чувствительности гиперестезией. Некоторые психосоматические жалобы имеют еще один механизм происхождения — регрессионный, сочетающий в себе и физиологические, и психологические факторы.

Тем самым подобные конверсионные и диссоциативные механизмы психосоматических нарушений отражают внутреннюю двойственность, противоречивость человеческой психики. В клинической психологии существует даже точка зрения, что любое хроническое соматическое неинфекционное заболевание начинается с эпизода личностной диссоциации, хотя бы кратковременного Шульц Л. Наиболее типичными соматическими проявлениями затяжного стресса и накопленных неотреагированных отрицательных эмоций служат:

Страх потерять деньги.

Жизнь вне страха не только возможна, а абсолютно реальна! Узнай как полностью избавиться от страха, кликни здесь!